Обычаи
Когда у кафров рождался в семье сын, отец ребенка брал перья грифа, сжигал их на огне, давая младенцу подышать их дымом. Такую же процедуру проделывали с павлиньими перьями. Считалось, что такая процедура способна защитить малыша от панического страха перед душами умерших предков, так как кафры считают, что павлины родом из той же страны, что и древние предки племен. В племени африканских бушменов запрещалось мальчику съедать сердце шакала из чувства боязни, что трусость сущности шакала может войти в душу ребенка.
У индейцев хоп было принято на руку младенцу класть быстроногое насекомое, которое по поверьям должно сделать ребенка хорошим бегуном. Почти во всех архаичных племенах принято в руки родившемуся малышу вкладывать какое-либо орудие труда: копье, нож или что-то еще, надеясь, что произойдет приобщение души ребенка к данному орудию, и в будущем он умело и быстро овладеет им. Архаичные культуры придают огромное значение всем обрядам, связанным с пуповиной и плацентой. Пуповину мальчика нигерийского племени тив закапывают под куст красного перца, а пуповину новорожденной девочки племени – под фиговое дерево. Люди были уверены, что сила перца, передаваясь через пуповину, делает мальчика крепким и сильным, а красота и нежность фигового дерева передадутся девочке.
В своем стремлении привить муравьиное трудолюбие ребенку индейцы племени шошон пуповину младенца закапывали под муравейник. В племени индейцев чейен, наоборот, считалось, что закапыванием пуповины или плаценты ребенок обрекается на верную смерть. Поэтому плацента бережно заворачивалась и подвешивалась к ветке дерева. Пуповина высушивалась, помещалась в маленький мешочек, изготовленный из кожи, и закрепляли на одежде малыша. Такой амулет носился ребенком до наступления совершеннолетия. Амулет призван беречь ребенка от дурных поступков. Во многих других архаичных племенах можно и по настоящее время встретить подобные методы воспитания детей.
Делаем выводы: архаичные культуры бережно хранят и тесно переплетают в себе совершенно разные подходы к воспитанию детей. Первый из них заключается в общении, направленном на психику и тело ребенка, люди здесь действуют спонтанно, по традиции: ведь ребенок, просто, должен пить и есть. Второй подход, главный, по мнению архаичного человека, воздействует на душевное состояние маленького человека. Он обусловливается незыблемой верой человека в магию вещей, способность предметов передавать свои свойства посредством прикосновений, временных и пространственных связей.