Детские сады Финляндии
В Финляндии широко используется идея интегрированного воспитания, предусматривающее совместное воспитание здоровых и больных детей, детей различного социального происхождении и разных национальностей. Но есть и специализированные дошкольные учреждения. В одних дошкольных учреждениях воспитываются дети с недостатками психического, физического, социального и когнитивного развития. В таком саду в одной группе может 4 воспитателя обслуживать 8 детей. В других дошкольных учреждениях есть ведущий «профиль». К примеру, много времени может уделяться занятиям иностранным языком, искусству спорту.
В Финляндии принят закон о дошкольном воспитании, согласно которому предусмотрена поддержка родителей в воспитании ребенка. В детских садах Финляндии должна создаваться разнообразная развивающая среда и доброжелательные, надежные отношения. В этой стране есть 4-х часовые группы, в которых с детьми играют, занимаются, гуляют, но их не кормят. Также работают детские сады с полным рабочим днем. Есть дошкольные учреждения, в которых детей можно сотавлять на ночь, но только их немного. В таких учреждениях обычно пребывают дети, родители которых часто бывают в командировках или работают в ночные смены. Детские сады Финляндии посещают не очень много детей, где-то 60% детей от 3-х лет и до поступления в школу ходят в дошкольные учреждения. В стране действует закон, согласно которому все дети в возрасте 6-ти лет имеют право посещать подготовительный класс школы или подготовительную группу детского сада.
Условия работы воспитателей
Каждая группа может состоять из 12 или 21 ребенка, это зависит от возраста. Здесь считают, что ребенку младше 3-х лет необходимо два места, поскольку он требует двойного внимания. Таких детей обслуживает 1 или 2 воспитателя и 3 няни. При наличии в группе всех детей старше 4-х лет, желательно, иметь два воспитателя и одного помощника.
В группе, работающей менее 5 часов в день, должна быть одна няня и один воспитатель. Если воспитатель заболел, то его заменяет няня или внештатный воспитатель, приглашенный специально. В дошкольном учреждении отсутствуют такие должности как, врач, логопед, медсестра, музыкальный работник, только зубной врач регулярно проводит осмотры.
При отборе персонала для детских учреждений учитывается только полученное образование: воспитатели должны иметь высшее образование, а помощники воспитателей – среднее специальное. Как правило, дошкольные учреждения работают с 6.30 утра или 7.00 и до 17.0 или 18.00. Члены коллектива обговаривают между собой задержки и ранние приходы. Все сотрудники работают в три смены, при этом они почередно приходят в свою группу к 7.30, 8.00 или 10.00. Такой график дает возможность находиться в группе одновременно всем взрослым.
Рабочий день воспитателя длится 7 часов, а его помощника – 8 часов. В рабочее время входит обед: воспитатель кушает вместе с детьми, порой даже обедает с ними за одним столом. Во всех садах есть комнаты для персонала, в которых они могут провести два кофейных перерыва.