Древнеиндийские традиции воспитания
На две главные эпохи распадается история древней Индии: буддийскую и дравидско-арийскую. VI век до нашей эры является рубежом между эпохами. Культурному уровню первых государств Двуречья соответствовала цивилизация дравидских племен. Эти племена являлись коренным населением Индийского полуострова до 1-й половины второго тысячелетия до н.э. Семейно-сословный характер носили обучение и воспитание детей, причем первостепенной была роль семьи. В доарийский период в третьем-втором тысячелетии до н.э. в городах хараппской культуры, которые имели тесное отношении с государствами Месопотамии, скорее всего, появилось школьное образование. Мало сведений сохранила историй об этой культуре. Глиняные чернильницы для письма, несколько сотен печатей с надписями на своеобразном письме являются вещественными памятниками образования тех времен. Арийскими племенами была освоена территория Индии на протяжении второго-первого тысячелетия до нашей эры.
Строй, получивший название кастовый, возник на базе отношений коренных жителей с завоевателями-ариями. На четыре основные касты или варны было поделено население. Потомки ариев составили три высших касты: кшатрии (воины), брахманы (жрецы), и вайшьи (ремесленники, торговцы, земледельцы-общинники). Шудры (слуги, рабы, наемные работники) являлись четвертой низшей кастой. Брахманы пользовались наибольшими социальными привилегиями. Профессиональные воины, то есть кшатрии, за счет государства содержались в мирное время. К свободной трудовой части населения относились вайшьи. Никаких прав не имели шудры, а только одни обязанности. Потомки дравидов, то есть парии, влачили совершенно жалкое существование. Специфический отпечаток на развитие обучения и воспитания в Древней Индии наложила кастовость. Религиозная идеология стала вторым не менее важным фактором генезиса обучения и воспитания. В дравидо-арийскую эпоху это брахманизм или индуизм, а в последующий период буддизм и необрахманизм.