Школы Норвегии.
В Норвегии по-разному отзываются о системе школьного образования. Довольно часто возмущаются русскоязычные эмигранты, которые привыкли к контролю и детальному изучению каждого предмета, к строгой дисциплине. В этой статье постараемся взглянуть глазами стороннего наблюдателя на систему воспитания и подход к детям в Норвегии.
Никаких стрессовых ситуаций
В Норвегии младшую школу можно назвать своеобразным продолжением детского сада. С раннего возраста малышам разрешается делать все не только дома, но и в государственных учреждениях: ходить с соплями до подбородка, валяться в песочнице, звонить родителям с требованиями разной степени важности, выменивать игрушки и т.д. Воспитатели детских садов на все это не обращают внимания, здесь только по желанию детей их укладывают спать, одевают и моют. В садах и школах Норвегии нет столовых, и поэтому дети кушают только то, что принесли из дома. В детских учреждениях много воспитателей, и им довольно сложно устать при таком режиме работы.
В школы Норвегии дети идут с шестилетнего возраста. В них первый класс можно назвать подготовительным, адаптационным, поскольку не несет никакой эмоциональной нагрузки. В первом классе не ставят оценок, ученики в течение года учат алфавит, играя, складывают слоги, организуют множество разных мастер-классов по изготовлению вещей, полезных для жизни. Например, каждая семья получит к Рождеству салфетку на окно с вышитой горящей свечой. Здесь считают, что девочке нужно научиться рубить дрова, а мальчику – научиться вышивать. В школах все дети одинаковы и равны, а также они могут воспитываться в однополых семьях, причем это не осуждается. Здесь толерантность считают главным качеством, необходимым в жизни.
Успеваемость
В Норвегии государство полностью обеспечивает школы. Родителям не приходится приобретать тетради, учебники, альбомы, краски, в том числе карандаши и ручки. В первые дни обучения все это выдается ученику. В школьных учреждениях не принято говорить о способностях учеников: педагоги свое отношение к успеваемости и поведению учеников хранят в страшной тайне. Учителя в назначенный день лишь один раз в год рассказывают родителям об успеваемости и поведении их детей, при этом они стараются тонко намекнуть на то, что им необходимо доработать. В случае согласия родителей, что их ребенку труднее учиться, чем другим детям, то им не придется ждать помощь в виде приглашенной комиссии. В течение нескольких дней на уроках будет присутствовать специалисты из различных сфер, чтобы установить, с чем связаны трудности ученика. После этого с учеником начинают работать индивидуально для достижения необходимого уровня.
В школе довольно много предметов и методических материалов. Детей стараются ненавязчиво учить не только родному и английскому языкам, физике, химии, математике, но и уважению к ближним людям, и способности выживать в трудных условиях. При этом учителя придерживаются такой позиции: хвастовство и жажда первенства не приводят к добру, невозможно все охватить.